«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционной изобразительной деятельности. "
«Развитие
творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством
нетрадиционной
изобразительной деятельности. "
Изобразительная
деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от
изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения
речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени
выраженности.
Для детей с общим недоразвитием речи
характерны:
-
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения
;
- недоразвитие
общей и мелкой моторики;
-
отставание в развитии словестно-логического мышления;
-
быстрая истощаемость процессов воображения;
-робость,
неуверенность в своих возможностях.
СЛАЙДЫ 1.
Большие возможности в преодолении речевых
нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь
рисованием, лепкой, аппликацией дети получают представление об окружающем мире,
лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость. создают положительный
эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство
успеха.
Наши
занятия построены с учетом наглядности, систематичности, последовательности и доступности.
Слайды 2.
Одним из направлений
нетрадиционной изобразительной техники является:
Пластилинография - нетрадиционная техника рисования, которая позволяет
создавать выпуклые, полуобъемные изображения предметов на твердой
горизонтальной поверхности.
При занятии пластилинографией у детей с
нарушениями речевого развития развивается умелость рук, укрепляется их сила,
движение рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к сложному навыку - письму. Этому всему способствует хорошая
мышечная нагрузка пальчиков.
Слайд 3.
Ведь не даром, еще
В.А.Сухомлинский сказал - " Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев", а Ушинский говорил - " Рука развивает мозг".
Слайды 4.
Рисование манкой.
Рисовать манкой можно несколькими способами: например
на темном подносе, насыпав в него крупу, или на бумаге.
В первую
очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику
пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся
письмо). У ребенка проявляются фантазия, богатое воображение, быстрее
развивается речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.
Рисование манкой в детском саду учит ребят
работать в группе, делиться как материалом, так и идеями. Один ребёнок смотрит на другого и старается
сделать ещё лучше. Дети фантазируют, становятся усидчивыми и внимательными.
Такие навыки им пригодятся в будущем.
Во время карантина мы проводили занятие
"Рисование манкой" в онлайн режиме. Такие занятия очень нравились и
деткам и их родителям. Ребята рисовали и присылали нам свои работы.
Слайды 5.
Тестопластика – лепка из соленого теста, известна давно. Соленое тесто
является материалом, который легко контролировать, поэтому неуверенные в себе
дети (впрочем, как и взрослые) и просто уставшие, при работе
с тестом чувствуют себя спокойнее и увереннее.
Лепка
из теста способствует развитию восприятия форм, пространственных
представлений, правильной передачи пропорций, развивает память, образное
мышление, а также мелкую моторику рук, способствует снятию
стресса, эмоционально-психического напряжения.
Тестопластика дает
возможности развивать сохранные функции ребёнка и корректировать
нарушения. Это средство умственного, моторного,
эмоционально-волевого развития детей с нарушениями.
Слайды 6.
Рисование красками "Эбру"
Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и
карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Данный вид рисования способствует:
Снятию детских страхов и
развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной
памяти, мышления).
Развитию познавательного
интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и
активизация словаря.
Развитию
ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку
предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование
разных диаметров и т. д.).
Развитию мелкой моторики
пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного
мозга.
Развитию тактильной
чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом
дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).
Слайды 7.
Рисование
ватными палочками, или Пуантилизм
С одной
стороны, рисование ватными палочками – это естественный промежуточный
этап между рисованием пальчиками и кисточкой, с другой, - очень
необычная техника рисования, которая обязательно заинтересует детей
как старшего дошкольного так и младшего школьного возраста.
Суть
техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи
отдельных точек (или мазков) разного цвета. В процессе такой работы
по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей,
формирование
активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов,
обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с
ним и так далее.
Слайды 8.
Макароны — незаменимый материал для
творчества.
Макароны – отличный, доступный материал для
творчества ребенка, так как во время изготовления поделки активно
развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая
моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на
развитие речи у детей. Готовые же изделия отличаются особой красотой
и необычностью.
Работа с макаронами проста и доступна для творчества
ребят не только старшего дошкольного возраста, но и младшего.
Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в
работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные
объемные композиции.
Таким образом, комплексное использование
разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти
к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях
по ИЗО.
Развитие
творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к
позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический
запас, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой
рассказ, а слушание ясной, чистой, выразительной речи взрослого создает условия
для закрепления правильного произношения всех звуков.
Благодарим за внимание!
Комментарии
Отправить комментарий