«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционной изобразительной деятельности. "

 

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи   посредством нетрадиционной

изобразительной деятельности. "


 

 Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения ;

- недоразвитие общей и мелкой моторики;

- отставание в развитии словестно-логического мышления;

- быстрая истощаемость процессов воображения;

-робость, неуверенность в своих возможностях.

 

 

СЛАЙДЫ 1.

     Большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по   изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость. создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха.

 

Наши занятия построены с учетом наглядности, систематичности, последовательности и  доступности.

 

 Слайды 2.

 Одним из направлений нетрадиционной изобразительной техники является:

Пластилинография - нетрадиционная техника рисования, которая позволяет создавать выпуклые, полуобъемные изображения предметов на твердой горизонтальной поверхности.

     При занятии пластилинографией у детей с нарушениями речевого развития развивается умелость рук, укрепляется их сила, движение рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку  к сложному навыку -  письму. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Слайд 3.

Ведь не даром, еще В.А.Сухомлинский сказал - " Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а Ушинский говорил - " Рука развивает мозг".

 

Слайды 4.

Рисование манкой.

 

Рисовать манкой можно несколькими способами: например на темном подносе, насыпав в него крупу, или на бумаге.

     В первую очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся письмо). У ребенка проявляются фантазия, богатое воображение, быстрее развивается речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.

Рисование манкой в детском саду учит ребят работать в группе, делиться как материалом, так и идеями.  Один ребёнок смотрит на другого и старается сделать ещё лучше. Дети фантазируют, становятся усидчивыми и внимательными. Такие навыки им пригодятся в будущем.

     Во время карантина мы проводили занятие "Рисование манкой" в онлайн режиме. Такие занятия очень нравились и деткам и их родителям. Ребята рисовали и присылали нам свои работы.

 

Слайды 5.

 Тестопластика – лепка  из соленого теста, известна давно. Соленое тесто является материалом, который легко контролировать, поэтому неуверенные в себе дети (впрочем, как и взрослые) и просто уставшие, при работе с тестом чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Лепка из теста способствует развитию восприятия форм, пространственных представлений, правильной передачи пропорций, развивает память, образное мышление, а также мелкую моторику рук, способствует снятию стресса, эмоционально-психического напряжения.

Тестопластика дает возможности развивать сохранные функции ребёнка и корректировать нарушения. Это средство умственного, моторного, эмоционально-волевого развития детей с нарушениями.

 

 

 

 

Слайды 6.

Рисование красками  "Эбру"

Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Данный вид рисования способствует:

Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).

Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров  и т. д.).

Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).

 

Слайды 7.

Рисование ватными палочками, или Пуантилизм

С одной стороны, рисование ватными палочками – это естественный промежуточный этап между рисованием пальчиками и кисточкой, с другой, - очень необычная техника рисования, которая обязательно заинтересует детей как старшего дошкольного так и младшего школьного возраста.

Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей,

формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

 

 

 

 

Слайды 8.

Макароны — незаменимый материал для творчества.

Макароны – отличный, доступный материал для творчества ребенка, так как во время изготовления поделки активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на развитие речи у детей. Готовые же изделия отличаются особой красотой и необычностью.

Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят не только старшего дошкольного возраста, но и младшего. Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные объемные композиции.

 

 

Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО.

     Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой, выразительной речи взрослого создает условия для закрепления правильного произношения всех звуков.

 

 

Благодарим за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения на развитие основных математических представлений.

Доклад на тему : Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста