«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством нетрадиционной изобразительной деятельности. "

 

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи   посредством нетрадиционной

изобразительной деятельности. "


 

 Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения ;

- недоразвитие общей и мелкой моторики;

- отставание в развитии словестно-логического мышления;

- быстрая истощаемость процессов воображения;

-робость, неуверенность в своих возможностях.

 

 

СЛАЙДЫ 1.

     Большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по   изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость. создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха.

 

Наши занятия построены с учетом наглядности, систематичности, последовательности и  доступности.

 

 Слайды 2.

 Одним из направлений нетрадиционной изобразительной техники является:

Пластилинография - нетрадиционная техника рисования, которая позволяет создавать выпуклые, полуобъемные изображения предметов на твердой горизонтальной поверхности.

     При занятии пластилинографией у детей с нарушениями речевого развития развивается умелость рук, укрепляется их сила, движение рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку  к сложному навыку -  письму. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Слайд 3.

Ведь не даром, еще В.А.Сухомлинский сказал - " Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а Ушинский говорил - " Рука развивает мозг".

 

Слайды 4.

Рисование манкой.

 

Рисовать манкой можно несколькими способами: например на темном подносе, насыпав в него крупу, или на бумаге.

     В первую очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся письмо). У ребенка проявляются фантазия, богатое воображение, быстрее развивается речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.

Рисование манкой в детском саду учит ребят работать в группе, делиться как материалом, так и идеями.  Один ребёнок смотрит на другого и старается сделать ещё лучше. Дети фантазируют, становятся усидчивыми и внимательными. Такие навыки им пригодятся в будущем.

     Во время карантина мы проводили занятие "Рисование манкой" в онлайн режиме. Такие занятия очень нравились и деткам и их родителям. Ребята рисовали и присылали нам свои работы.

 

Слайды 5.

 Тестопластика – лепка  из соленого теста, известна давно. Соленое тесто является материалом, который легко контролировать, поэтому неуверенные в себе дети (впрочем, как и взрослые) и просто уставшие, при работе с тестом чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Лепка из теста способствует развитию восприятия форм, пространственных представлений, правильной передачи пропорций, развивает память, образное мышление, а также мелкую моторику рук, способствует снятию стресса, эмоционально-психического напряжения.

Тестопластика дает возможности развивать сохранные функции ребёнка и корректировать нарушения. Это средство умственного, моторного, эмоционально-волевого развития детей с нарушениями.

 

 

 

 

Слайды 6.

Рисование красками  "Эбру"

Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Данный вид рисования способствует:

Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).

Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров  и т. д.).

Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).

 

Слайды 7.

Рисование ватными палочками, или Пуантилизм

С одной стороны, рисование ватными палочками – это естественный промежуточный этап между рисованием пальчиками и кисточкой, с другой, - очень необычная техника рисования, которая обязательно заинтересует детей как старшего дошкольного так и младшего школьного возраста.

Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей,

формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

 

 

 

 

Слайды 8.

Макароны — незаменимый материал для творчества.

Макароны – отличный, доступный материал для творчества ребенка, так как во время изготовления поделки активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на развитие речи у детей. Готовые же изделия отличаются особой красотой и необычностью.

Работа с макаронами проста и доступна для творчества ребят не только старшего дошкольного возраста, но и младшего. Разнообразие видов и форм макарон позволяют проявлять творчество в работе с данным материалом, а их структура позволяет создавать оригинальные объемные композиции.

 

 

Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО.

     Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой, выразительной речи взрослого создает условия для закрепления правильного произношения всех звуков.

 

 

Благодарим за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения на развитие основных математических представлений.