Развитие выразительности речи
у ребенка
Для того чтобы восприятие
литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой,
необходимо давать детям различные задания
на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение,
на подбор рифмы к заданному слову.
Задания на придумывание ребенком сравнений, эпитетов помогают ему почувствовать
и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в
поэтический. В дальнейшем это помогает глубже осознавать эти средства
художественной выразительности в литературном произведении.
Общепризнано, что синонимические возможности
языка исключительно велики. Знакомство с синонимическим богатством родного
языка открывает перед детьми пути к сознательному совершенствованию своей речи.
Особенно важно это овладение для самостоятельной словесной деятельности, когда
ребенок выбирает наиболее удачное слово или словосочетание для точного яркого
выражения своей мысли. Это помогает детям почувствовать разнообразие значений слова,
оттенки значения.
Примыкает к этому заданию и знакомство с антонимами,
которые помогают уяснить противоположное значение слова. Такие
противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства,
качеств и свойств человека, явлений природы.
Приведем примеры заданий, которые можно давать детям 5 - 7 лет. Учтите, что в
зависимости от возраста уровень выполнения заданий будет различным. Дети 5 - 6
лет, например, будут подбирать более простые определения (качественные
прилагательные), тогда как дети 6 - 7 лет могут подбирать уже не просто прилагательные (темный лес),
а эпитеты (печальный лес).
Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной
выразительности - сравнение. Познакомив ребенка с литературным произведением, в
котором встречаются сравнения, ему задают вопрос: "С чем это (или то)
сравнивается?" Когда ребенок научится свободно отвечать на этот вопрос,
предлагается придумать сравнение ему самому. На первых порах ребенок с трудом
находит сравнение в услышанном тексте и с еще большим трудом сам придумывает
сравнение. Но в дальнейшем он делает это очень легко, и его сравнения
отличаются непосредственностью и свежестью. Например, детям дали задание -
придумать сравнение к слову снег. Сначала это будут простые сравнения или повторение
ранее известных (снег лежит, как одеяло, снег как будто закрыл землю белой
скатертью). Затем появляются самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как
разноцветные звездочки, снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики
грызет).
Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В
дальнейшем дети будут использовать этот прием и при создании собственных
сочинений.
Задания на придумывание эпитетов дети выполняют очень охотно. Сначала, когда
ребенку дается задание придумать определение к слову снег, он говорит обычные
слова - белый, липкий, холодный, т. е. называет просто качественные признаки
снега. Поэтому нужно обращать внимание ребенка на поэтические эпитеты,
спрашивать, почему автор взял именно это слово. Например, почему поэт И.З.
Суриков в стихотворении "Зима" назвал снег пушистым? Ребенок
объяснит, что хлопья снега легкие, как пух, они мягко ложатся на землю и
покрывают ее пушистым ковром. Потом ребенок и сам станет придумывать различные
эпитеты (снег хрупкий, блестящий, хрустящий, легкий, серебристый, искрящийся и
т. д.).
Можно предложить ребенку придумать эпитеты к слову лес. Дети называют лес
голым, пушистым, белым, печальным, дремучим, хрустальным и т.д. Можно давать
ребенку и усложненные задания: подумать, где следует употребить эти слова - в
рассказе, сказке, стихотворении. Дети объясняют: "Голый лес - так можно
сказать в рассказе про позднюю осень".
Важное значение для развития речи ребенка, ее обогащения, для углубленного
понимания художественного произведения имеет работа над синонимами, т. е. над словами, близкими по смыслу, но выражающими
разные оттенки смысла, значения (идти - шагать - брести - плестись и т.д.).
Работа над антонимами, словами с противоположным значением, помогает детям
усвоить средства художественной выразительности речи, а также более глубоко и
точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова.
Например, слово свежий имеет значения и "прохладный", и "только
что изготовленный" (и ряд других). Предлагая ребенку подобрать к
словосочетанию свежий вечер словосочетание с противоположным значением (теплый
вечер), взрослый помогает ему усвоить значение "свежий - прохладный".
Для работы над антонимами богатые
возможности дают пословицы и поговорки: "Мягко стелет, да жестко
спать", "Мал телом, да велик делом", "Здоров на еду, да хил
на работу". С использования этих форм фольклора можно начинать давать
задания на подбор антонимов. Затем дети сами будут находить противоположные
слова: радоваться - горевать, смелый - трусливый и т. д.
Далее, можно дать детям задание придумать к антонимам подходящие слова, т. е. составить словосочетание.
Например, светлый - темный. Дети подбирают слова: светлый луч - темный лес,
светлая ночь - темная ночь, темный день - темная ночь. Эти задания помогают
понять, как разнообразно могут сочетаться различные слова. Знакомство с антонимами и подбор их помогают ребенку
понять эмоциональную контрастность слов.
А вот такой прием, как изменение слова. Он помогает детям уловить тонкости
смысловых нюансов (ручей - гремучий, прозрачный; ручеек - маленький, звонкий,
крошечный и т.п.).
Подбор рифмы к заданному слову не имеет в виду придумывание стихов. Здесь
задача иная - дать ребенку почувствовать звуковое богатство разных слов, их
ритм, музыкальность, созвучие.
Ребенок и родной язык
Ознакомление детей со средствами
художественной выразительности не самоцель. Дело не только в том, что здесь
развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащается
эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения.
Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки - многое из того, что называется малыми формами фольклора, - родились и
живут в обыденной речи, в повседневном общении.
Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам - частица этого мира.
Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это деятельность
человека, одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и
совершенствуется по определенным законам (хотя еще и не до конца раскрытым и
изученным).
В школе ребенок станет изучать законы речи, законы и правила родного языка
гораздо глубже, обстоятельнее. Это познание поможет ему лучше владеть родным
языком, хорошо говорить, грамотно писать. Поэтому осознание речи ребенком - это
не просто расширение его кругозора, знаний и представлений об окружающем мире.
Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенствования.
Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это
делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он
воспринимает и понимает речь, он осознает прежде всего то смысловое содержание,
которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в речи, сообщает ее
собеседнику, он также осознает смысловое содержание. А вот понимание того, как
именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не
осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами, как
мольеровский герой не знал, что всю жизнь говорил прозой.
Для дошкольника, пока его не обучили вычленять в речи отдельные слова, слово имеет
очень неопределенное значение. В ответ на вопрос, какие слова он знает, он
может произнести звук, сказать название (часто искаженное) какой-нибудь буквы
(мз, бэ), сказать предложение или словосочетание (хорошая погода) или даже
ответить, что никаких слов не знает, а знает стихотворение про мишку. Многие
дети могут назвать слова, но это будут, как правило, только существительные,
обозначающие предметы (стол, стул, дерево и т. д.).
В различных речевых играх (подбор синонимов, антонимов и т. п.) ребенок
постепенно осознает, что словами можно назвать не только конкретные предметы,
но и их качества, свойства, можно назвать действия и их признаки (быстро, медленно).
Ведь взрослый, обращая, например, внимание ребенка на то, как описан в
стихотворении или в рассказе снег, спрашивает о слове, употребляет слово.
Но для формирования значения слова слово этого мало, для этого важно показать
ребенку слово как единицу речи, важно вычленить, выделить слово из речи, из
предложения, "услышать" его отдельно. Такое вычленение проясняет для
ребенка не только значение слова, но и словесное строение речи.
Как научить ребенка членить предложение на слова? Взрослый произносит в обычном
темпе короткое предложение, например: Птица летит, и сначала предлагает ребенку
просто повторить его, а затем повторить еще раз, только медленно. Ребенок
повторяет, как умеет, т.е. разделяя слова или просто растягивая их при
произнесении. Взрослый говорит (разделяя слова): "Ты сказал два слова:
"Птица ... летит". Затем спрашивает: "Первое слово было
"птица"... А потом было какое слово?"
Далее можно предложить аналогичную фразу (Кукла сидит), сразу попросив ребенка
повторить ее медленно... Взрослый, как и вначале, произносит ее, разделяя
слова, говорит, какое было первое слово, и просит ребенка назвать второе
("Какое было потом?").
В следующих двух предложениях, тоже двусловных, ребенок уже сам должен назвать
и первое и второе слово. Затем можно перейти к предложениям, состоящим из трех
слов (Дети играют дружно), постепенно усложняя задание: сначала взрослый
называет сам первые два слова, а ребенок - оставшееся; потом только первое
слово, а ребенок - два последующих; наконец, ребенок называет последовательно
все три слова. Усложнять задания можно и дальше: брать предложение из четырех
слов, включающих сочетание прилагательного и существительного (Мальчику
подарили красивую .машину).
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших этапов жизни
человека, первый его "университет". Но в отличие от студента
настоящего университета ребенок учится сразу на всех факультетах. Он постигает
(конечно, в доступных ему пределах) тайны живого мира и мира неживого,
усваивает азы математики и грамоты. Проходит он и элементарный курс ораторского
искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно.
Приобщается ребенок и к филологическим наукам, приобретая умение не только
эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать
его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств
художественной выразительности.
Ребенок становится и маленьким языковедом, потому что учится не только
правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких
звуков состоит слово, из каких слов - предложение. Все это очень необходимо для
успешного обучения в школе.
Комментарии
Отправить комментарий