Ознакомление детей со временем.
Задачи:
- развивать внимание, память, слуховые и
зрительные ориентировочные реакции, познавательную и речевую активность,
отрабатывать необходимые двигательные умения;
- познакомить детей с историей
возникновения часов, рассказать как раньше люди определяли время,
познакомить детей с различными видами часов,
рассказать, как важно для человека рационально использовать время, продолжать
расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к занятию, любознательность, бережное
отношение ко времени.
Материал к занятию: часы-будильник, наручные часы, настенные часы, книга И. Кобитина «Дошкольникам о технике», макет часов,
иллюстрации различных часов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, представьте себе пожалуйста такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было
бы тогда? (Ответы детей)
- А ведь когда-то очень-очень давно часов у
людей не было совсем и они узнавали время по солнцу. Встало солнце - пора людям
вставать, за работу приниматься. Поднялось солнце выше – пора обедать, а
спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться. Как-то
раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева.
Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за
солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в
землю столб, а вокруг начертил круг, разделил круг на части. Каждая часть
равнялась одному часу, так человек изобрел солнечные часы. Это были
первые часы, которые изобрел человек, но пользоваться ими человек
мог не всегда.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Узнавали люди время и по живым часам.
Эти часы важно ходят по двору и кричат “ку-ка-ре-ку”.
- Узнали кто это? Петух просыпается рано утром и своим
пением будит людей. Но по пению петуха трудно определить точное время. И как
узнать время ночью? И придумал человек другие часы, более
надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля
за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки,
которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили
воду. Это были водные часы, но и они оказались неудобными,
потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.
Физкультминутка.
Стали люди думать, как бы придумать часы получше,
чтобы они показывали время и днем и ночью. И придумали. Два стеклянных пузырька
соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают,
песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит
прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.
Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах.
По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать
который час по ним нельзя.
А вот по цветочным часам можно. Давным-давно
люди заметили, что цветы открываются и закрываются не когда им
вздумается, а свое определенное время. Одни утром, другие вечером. Так
появились цветочные часы, но ходят они только в солнечную
погоду, в пасмурную погоду все цветы закрыты.
Человек еще немного подумал и придумал часы,
которыми мы пользуемся до сих пор. Это механические часы. Внутри их
человек поставил пружинку, закрутил ее, чтобы она раскручивалась с определенным
интервалом, прикрепил к ней зубчатое колесико. Колесико крутится, вертит
прикрепленные к ней стрелки, которые показывают время. Чтобы часы не
останавливались, их постоянно нужно заводить.
Потом человек придумал часы без пружины.
Вместо нее внутри часов находится маленький электрический
моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить
не нужно. На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок.
В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые
меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными
и работают от электрической сети и на батарейках.
А еще человек придумал наручные часы, настенные,
настольные. Есть даже часы -сказка. Они висят на стене Центрального театра
кукол в Москве. А самыми главными часами нашей страны стали
Кремлевские куранты. Они установлены на Спасской башне в Москве. Каждый новый
день начинается и заканчивается под бой этих часов. И еще
приход каждого Нового года оповещает бой курантов.
Итог занятия подводит воспитатель.
Комментарии
Отправить комментарий