"Полянка родственных слов"
При знакомстве детей
с понятием «родственные слова» я заметила такую закономерность: часто малыши
называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или
предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова, но только из
предоставленного текста, рассказа. Работая над этой
темой, я старалась найти способ привлечения детей к активному участию в
процессе словообразования или словоизменения. Так родилась идея создания
наглядного пособия«Дерево родственных слов», где от «корня» — главного
слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с
написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, и
карточки с нарисованными на них схемами слов — для нечитающих детей).
Выяснилось, что, работая со схемами и повторяя «выросшие» слова, дети
становятся более активными и часто придумывают новые варианты родственных
слов вместо забытых или сказанных ранее. Это показалось мне неслучайным, и я
решила превратить процесс образования родственных слов в увлекательную
развивающую игру с элементами головоломки и соревнования. Вся предварительная
работа детей со схемами слов стала основой для создания наглядного пособия «Полянка родственных слов». Вот как выглядит это
пособие: левая сторона его поля представляет собой условные обозначения слов,
расположенные друг под другом: две прямые
вертикальные линии —
слово, которое говорят, когда «предмета много»; большой прямоугольник —
слово, обозначающее большой предмет; маленький
прямоугольник —
слово, обозначающее уменьшенный предмет; контур человечка —
слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом; две прямые
горизонтальные линии —
слово-действие; красная волнистая
линия —
слова-признаки (красивые (красные) слова). На правой стороне
поля пособия находятся окошечки с выдвижными линейками, которые ребенок может
открыть, лишь придумав родственное слово. В левом верхнем углу
расположен прозрачный карман для картинки — главного слова, которое
обозначено одной горизонтальной линией. К нему и будут подбираться
родственные слова. В приложении к
пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор
картинок: рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собак,
сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб и т. д. Этот
список постоянно пополняется. Впервые новую игру
«принес» и подарил детям на занятие Незнайка. Он «проверил» предварительные
знания детей, познакомил их с правилами игры и оценил успехи первых игроков. С тех пор «Полянка
родственных слов» — желанный гость на занятиях. Дети любят соревноваться в
том, у кого больше и интереснее слов наберется. Им нравится и сам процесс, и
результат игры. Благодаря нашей «Полянке» мы сделали много открытий в мире
прекрасных слов, о существовании которых порой даже не подозревали. Во время занятий с
пособием неожиданно раскрылись дополнительные возможности работы по
расширению и углублению словаря детей. Так, если ребенок называет родственное
слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с
его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употребить. |
Комментарии
Отправить комментарий