"Полянка родственных слов"

При знакомстве детей с понятием «родственные слова» я заметила такую закономерность: часто малыши называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова, но только из предоставленного текста, рассказа.

Работая над этой темой, я старалась найти способ привлечения детей к активному участию в процессе словообразования или словоизменения. Так родилась идея создания наглядного пособия«Дерево родственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, и карточки с нарисованными на них схемами слов — для нечитающих детей). Выяснилось, что, работая со схемами и повторяя «выросшие» слова, дети становятся более активными и часто придумывают новые варианты родственных слов вместо забытых или сказанных ранее. Это показалось мне неслучайным, и я решила превратить процесс образования родственных слов в увлекательную развивающую игру с элементами головоломки и соревнования.

Вся предварительная работа детей со схемами слов стала основой для создания наглядного пособия «Полянка родственных слов».

Вот как выглядит это пособие: левая сторона его поля представляет собой условные обозначения слов, расположенные друг под другом:

две прямые вертикальные линии — слово, которое говорят, когда «предмета много»;

большой прямоугольник — слово, обозначающее большой предмет;

маленький прямоугольник — слово, обозначающее уменьшенный предмет;

контур человечка — слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом;

две прямые горизонтальные линии — слово-действие;

красная волнистая линия — слова-признаки (красивые (красные) слова).

На правой стороне поля пособия находятся окошечки с выдвижными линейками, которые ребенок может открыть, лишь придумав родственное слово.

В левом верхнем углу расположен прозрачный карман для картинки — главного слова, которое обозначено одной горизонтальной линией. К нему и будут подбираться родственные слова.

В приложении к пособию прилагается большой яркий конверт с картинками. Примерный набор картинок: рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собак, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб и т. д. Этот список постоянно пополняется.

Впервые новую игру «принес» и подарил детям на занятие Незнайка. Он «проверил» предварительные знания детей, познакомил их с правилами игры и оценил успехи первых игроков.

С тех пор «Полянка родственных слов» — желанный гость на занятиях. Дети любят соревноваться в том, у кого больше и интереснее слов наберется. Им нравится и сам процесс, и результат игры. Благодаря нашей «Полянке» мы сделали много открытий в мире прекрасных слов, о существовании которых порой даже не подозревали.

Во время занятий с пособием неожиданно раскрылись дополнительные возможности работы по расширению и углублению словаря детей. Так, если ребенок называет родственное слово, неизвестное другим детям, он знакомит их (иногда с помощью логопеда) с его значением, рассказывает, когда и где данное слово можно употребить.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения на развитие основных математических представлений.

Доклад на тему : Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста