Доклад на тему : Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Доклад
на тему : Сказка как средство нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста
Современное общество стремится к гармонии, но все «современное» основано на традициях прошлого, уходит корнями в мир, прожитый нашими бабушками и дедушками, в мир сказок, легенд и поверий, а также рассказов известных поэтов и писателей XIX-XX веков. Нравственное воспитание процесс постепенный, длительный – это воспитание духовности, патриотизма, эстетичности, социализации. Невозможно воспитать глубоко нравственного человека не приводя пример из жизни, четко разграничивая понятия: добро и зло, правду и ложь, вымысел и реальность, хорошо и плохо. Все эти понятия четко прослеживаются и разграничиваются в сказках и произведениях писателей. В современной педагогической литературе и передовой педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании, а также созданию окружающей среды, наиболее благоприятной для развития и индивидуально-личностного роста ребенка. Работа определяет цели и задачи направленные на совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования
Старший дошкольный
возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных
привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в
развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности
дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые
происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в
мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым
уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности
нравственного воспитания старших дошкольников.
По мнению большинства ученых, именно в этот
период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм,
патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие,
принципиальность, бережливость и т.д.
Ни у кого не вызывает сомнения истина, что
основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в
первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого
детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека
и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь.
Если родители не обращают внимания на то, какими предметами играет ребёнок,
какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети
усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные
привычки.
Анализ научной литературы показывает, что
проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания
многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского,
Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д.
Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
В то же время имеющийся материал по проблеме
формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с
точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в
обществе.
Многие современные ученые-педагоги и
представители педагогической общественности указывали на ту большую роль,
которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все
самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть
использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка
показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми.
Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия,
а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны
между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: «Сказка -
символ единства народов».
В практике использования
сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем:
нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании
нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены
педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном
воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования: нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: влияние
сказки на нравственное воспитание старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически определить
влияние сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в воспитательно-образовательном
процессе ДОУ систематически использовать сказки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования
были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста;
2. Изучить понятие «сказка» и ее виды;
3. Раскрыть особенности восприятия и понимания сказок детьми
старшего дошкольного возраста;
4. Изучить методику использования сказок
в образовательном процессе ДОУ;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по теме
исследования и определить влияние сказки на нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста.
Методы
исследования: теоретические
(изучение и анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование
родителей; беседа с детьми; эксперимент).
База
исследования: МДОУ № 24 г. Чита
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по
проблеме исследования.
Практическая
значимость: разработан и
апробирован проект «Сказка – ложь, да в ней намек», разработаны рекомендации
для родителей.
Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, выводов после первой и второй главы, заключения, списка
литературы и приложений.
Сказки - один из самых распространённых и богатых
жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках
мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они
не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними:
сказочные образы витают над ними от предыисторических времён до нашего века,
века новых открытий и технологий.
Старший дошкольный возраст –
качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от
предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от
других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям
собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы,
показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты.
Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, художественная
литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших
дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в
воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику.
Нравственное
воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего
развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у
ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления,
навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к
взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть
и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках
бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех
или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося с
требованиями времени.
Сказки - один из самых распространённых и богатых
жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках
мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они
не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними:
сказочные образы витают над ними от предыисторических времён до нашего века,
века новых открытий и технологий.
Старший дошкольный возраст –
качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от
предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от
других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного
художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство
слова отражает действительность через художественные образы, показывает
наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает
ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, художественная
литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших
дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в
воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику.
Нравственное
воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего
развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у
ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления,
навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к
взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть
и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках
бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех
или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося с
требованиями времени.
Комментарии
Отправить комментарий