Деловая игра:«Семейный корабль под названием «Счастье»
«Семейный корабль под названием «Счастье»
Форма проведения: деловая игра
Цель:
- выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Задачи :
- Сформировать у родителей позитивную позицию при решении
проблемных ситуаций;
- повысить педагогическую и коммуникативную компетентность
родителей;
- разработать основные правила семейного воспитания.
Предварительная работа:
1.Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о
воспитании, об отношениях взрослых и детей:
«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью
восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель) .
«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете -
характер, посейте характер-им вы пожнете судьбу» (Уильям Теккереп).
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное
воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский).
«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших
отражали и другу честь умели подавать» (Софокл).
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать
счастье» ( Л Бетховен).
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости
- это семья; отношение к матери, отцу. Дедушке, бабушке, братьям, сестрам
является испытанием
человечности» (В.А. Сухомлинский).
2. Оформление памятки «Заповеди воспитания для родителей».
Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Деловая
игра», экран. На каждый экипаж: 4 листа бумаги, ножницы, скотч, фломастеры,
клей, спички, кисть, краски.
Все присутствующие делятся на экипажи ( по 5-6
человек) и сидят за отдельными столами.
Вступительное
слово ведущего:
- Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь
собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать,
прислушиваться к их мнению. Тема нашей деловой игры «Семейный корабль
под названием «Счастье».
Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот
надёжный корабль, только на котором каждый человек может быть
счастлив и всегда должен возвращаться сюда с
радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. Очень важно,
чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные
вопросы, внимательно слушали друг друга.
Но прежде чем
отправиться в путешествие, я хочу вам сказать
несколько напутственных слов.
Родители и
педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно
маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым,
умным, добрым. Наши дети рождаются с определенными задатками, не всегда
совпадающими с честолюбивыми мечтами родителей. В последнее время мы все больше
заняты проблемами образования. И родители, и детские сады делают основной упор
на подготовку к обучению в школе. Воспитание как бы отходит на второй план.
Мало кто заботится о внутреннем мире ребенка, о его морали, качествах будущей
личности. В то же время формирование качеств личности ребенка, и его
определенной нравственной и этической позиции - это сложный педагогический процесс.
Сегодня у нас
будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться
собственным семейным опытом. Теперь я
вас приглашаю в круг.
Давайте
улыбнемся и поприветствуем друг друга
Упражнение «Чем мы
похожи»
Цель: сплочение и создание доброжелательного
эмоционального фона.
Порядок выполнения и инструкция: члены группы сидят в кругу.
Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального
или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне,
потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы
жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает
выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор,
пока все члены группы не окажутся в кругу.
Ну
вот теперь, когда мы поближе познакомились,
можно отправляться в плавание.
Каждая группа
– это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы
отправимся в путешествие по Радужному морю.
Задание 1:
Но
для плавания нужны судна: лодки, парусники, яхты, баржи или что-то
другое. Вам придётся сделать самим из материала, который у вас имеется
(ножницы, 2 листа бумаги, скотч, фломастеры, клей, спички) и придумать им
название. Время ограничено 3 минуты.
- К
отплытию готовы!
Задание 2:
Мы подплываем к заливу «Интеллектуалы».
Как известно , «интеллект» - латинское слово, означает «понимание», «рассудок»,
«ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной
семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый
экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты.
СЕМЬЯ – это…
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это…
Задание 3:
За этим разговором мы прибыли на остров «Воспитание».
Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам
даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию,
высказав свое мнение.
Ситуация № 1:
Мальчик, воспитанник подготовительной группы, послал бабушку к чёрту.
Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости.
Дайте оценку поведения всех членов семьи.
Ситуация № 2:
Дима и
Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме
приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на
улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется,
одним словом, может научить лишь плохому. А Дима
доказывал, что Саша хороший мальчик, он
защищает его в детском саду и никогда
не обижает младших и девочек.
Ваш выход из этой ситуации.
Ситуация № 3:
Полина рассказала маме по секрету,
что ей нравится в группе мальчик Вова.
Мама, конечно отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над
девочкой, мол куда ты, нос не дорос.
Побольше бы сидела лучше с книжками, буквы
поучила бы, цифры. Вечером мама при всех
рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь
ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже
больше и не слышал!» », - бросил он дочери. Как бы вы
поступили на месте каждого члена семьи?
Задание 4:
сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Общение». Как
часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том,
как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге
получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши
поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные
свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого
скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в
определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для
справок:
Времени у вас 3 минуты.
ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом
мире).
Слова для справок: находить любовь в
этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством
вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть
справедливым, понимать других.
Задание 5:
Мы подплыли к полуострову «Отношения».
Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше
это мы выразим в рисунках. Вам предстоит изобразить взаимоотношения
членов семьи с помощью явлений природы и объяснить ваш рисунок. Время – 3
минуты.
Задание 6: Мы почти не заметно подплыли к порту «Свершение».
Внимание!
Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и
ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все
остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро
утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась
ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь
кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на
роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?”
«Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет
места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на
красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу
взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь
испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко:
«Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, -
мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение
проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что
его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с
собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой
счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли
берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и
спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, -
ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что
Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что
только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни».
- Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута.
Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно
укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его
таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для
сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в
жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым
и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями,
которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Вот наше
путешествие подошло к концу.
Теперь я вам предлагаю вместе со мной выделить основные заповеди благоприятных отношений между родителями и
детьми для создания консультации.
Ответы родителей.
Рефлексия:
А
сейчас я хочу зажечь «свечу радости» (зажигает свечу).
Каждый из вас знает, как важно научить ребенка искренне радоваться успехам
других, но ребенок учится у нас с вами. Давайте, передавая « свечу
радости» стоящему рядом, постараемся
порадоваться за него и
его ребенка и сказать ему напутственные
добрые слова.
Свои
впечатления о нашей встрече вы можете
оставить на «Листке откровений» ,
ответив на вопросы:
1. После этой встречи я задумался …
2. С этой
встречи я возьму …
Комментарии
Отправить комментарий