Деловая игра:«Семейный корабль под названием «Счастье»

 «Семейный корабль под названием «Счастье»

Форма проведения: деловая игра

Цель: 

- выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.

Задачи :

- Сформировать у родителей позитивную позицию при решении проблемных ситуаций;

- повысить педагогическую и коммуникативную компетентность родителей;
- разработать основные правила семейного воспитания.              

Предварительная  работа:

1.Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей:

«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель) .

«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете - характер, посейте характер-им вы пожнете судьбу» (Уильям Теккереп).

«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский).

«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших   отражали и другу честь умели подавать» (Софокл).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» ( Л Бетховен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу. Дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием
человечности» (В.А. Сухомлинский).

2. Оформление  памятки «Заповеди воспитания для родителей».

 Оборудование: проектор, компьютер, презентации «Деловая игра», экран. На каждый экипаж: 4 листа бумаги, ножницы, скотч, фломастеры, клей, спички, кисть, краски.

 Все присутствующие делятся на экипажи (  по 5-6  человек) и сидят за отдельными столами. 
Вступительное слово ведущего: 
- Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Тема  нашей деловой игры «Семейный  корабль  под  названием  «Счастье».

 Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный  корабль, только на  котором каждый человек может быть  счастлив  и  всегда  должен возвращаться  сюда  с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания. Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. 

 Но  прежде чем  отправиться  в  путешествие, я хочу  вам  сказать  несколько напутственных  слов.

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Наши дети рождаются с определенными задатками, не всегда совпадающими с честолюбивыми мечтами родителей. В последнее время мы все больше заняты проблемами образования. И родители, и детские сады делают основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание как бы отходит на второй план. Мало кто заботится о внутреннем мире ребенка, о его морали, качествах будущей личности. В то же время формирование качеств личности ребенка, и его определенной нравственной и этической позиции - это сложный педагогический процесс.

Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом. Теперь  я вас приглашаю в круг.

Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга 

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Ну  вот  теперь,  когда  мы  поближе  познакомились,  можно  отправляться  в  плавание.

Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в путешествие по Радужному морю. 


Задание 1:

   Но для плавания нужны судна: лодки, парусники, яхты, баржи или что-то другое.  Вам придётся сделать самим из материала, который у вас имеется (ножницы, 2 листа бумаги, скотч, фломастеры, клей, спички) и придумать им название. Время ограничено 3 минуты. 

-  К отплытию готовы!


Задание 2:  Мы подплываем  к заливу «Интеллектуалы». 
Как известно , «интеллект» - латинское слово, означает «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать  страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты. 
СЕМЬЯ – это… 
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это… 

Задание 3: За этим разговором мы прибыли на остров  «Воспитание». 
Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение. 
Ситуация № 1: 
Мальчик, воспитанник подготовительной  группы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился: 
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь! 
Сын: 
- Но ведь ты маме тоже так говорил!? 
- Да как ты смеешь отца учить? 
Вмешивается мать: 
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости. 
Дайте оценку поведения всех членов семьи. 
Ситуация № 2:

Дима  и Саша, дружили, но только в  детском саду. Родители запрещали  Диме приводить Сашу домой, встречаться и  играть  вместе  на  улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется, одним  словом, может научить лишь плохому. А Дима   доказывал,  что Саша  хороший  мальчик, он  защищает  его  в  детском  саду и  никогда  не  обижает  младших  и  девочек.
Ваш выход из этой ситуации. 
Ситуация № 3: 
Полина    рассказала  маме  по  секрету,  что  ей  нравится  в  группе  мальчик  Вова. Мама, конечно  отнеслась к этому несерьезно, посмеялась  над  девочкой,  мол  куда  ты, нос  не  дорос. Побольше  бы  сидела  лучше  с  книжками, буквы поучила  бы,  цифры. Вечером мама   при   всех рассказала отцу о   секрете  дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб  я  таких  разговоров   даже  больше  и  не  слышал!» », - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи? 
Задание 4: сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Общение». Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни. 
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 
Времени у вас 3 минуты. 
 ЕСЛИ: 
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть); 
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным); 
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины); 
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других); 
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным); 
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым); 
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей); 
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя); 
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире). 
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других. 
Задание 5: Мы подплыли   к полуострову «Отношения». 
Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше это мы выразим в рисунках.  Вам предстоит изобразить взаимоотношения членов семьи с помощью явлений природы и объяснить ваш рисунок. Время – 3 минуты. 

Задание 6: Мы почти не заметно подплыли   к порту «Свершение».

 Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость , я тебя умоляю , возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни». 
- Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута. 

        Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять,  а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Вот наше путешествие подошло к концу.

Теперь я вам предлагаю вместе со мной выделить основные заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми для создания консультации.

Ответы родителей.

Рефлексия:

А  сейчас я  хочу   зажечь  «свечу радости» (зажигает свечу). Каждый из вас знает, как важно научить ребенка искренне радоваться успехам других, но ребенок учится у нас с вами. Давайте, передавая « свечу радости»  стоящему   рядом, постараемся    порадоваться   за  него   и   его   ребенка и   сказать   ему напутственные добрые слова.

Свои   впечатления  о  нашей  встрече  вы  можете  оставить  на    «Листке  откровений» , ответив  на  вопросы:
1. После этой встречи я задумался …

2. С этой встречи я возьму … 
                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения на развитие основных математических представлений.

Доклад на тему : Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста