Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка

 Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка

Цель: Влияние эмоций на гармоничное развитие ребёнка.

Задачи:

Дать понятие эмоций.

Показать взаимосвязь между эмоциями и состоянием человека.

Учить управлять эмоциями

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Что такое эмоции?

в переводе с латинского emotio означает потрясаю

это такие психические состояния, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе

Эмоции дошкольника

Дошкольное детство- очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно.

Более понятными для детей оказываются такие эмоции как радость, гнев, печаль, страдание, волнение, удивление, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоциональная сфера человека:развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.

Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда - Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Художественное творчество.

Рисование.

Детский рисунок - это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка - это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества

Лепка.

Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

Театрализованная деятельность

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

Положительные эмоции

удовольствие, радость, ликование, восторг, уверенность, гордость, доверие, симпатия, восхищение, любовь (половая, любовь (привязанность, уважение, умиление, благодарность (признательность, нежность, самодовольство, злорадство, блаженство, чувство удовлетворенной мести, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство удовлетворенности собой, чувство безопасности, предвкушение.

Нейтральные эмоции

любопытство, удивление, изумление, безразличие, спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции

неудовольствие, горе (скорбь, тоска, печаль (грусть, отчаяние, огорчение, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сожаление, досада, гнев, чувство оскорбления, возмущение (негодование, ненависть, неприязнь, зависть, злоба, злость, уныние, скука, ревность, ужас, неуверенность (сомнение, недоверие, стыд, растерянность, ярость, презрение, отвращение, разочарование, омерзение, неудовлетворенность собой, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь

Когда воспитатель улыбается, радость испытывают 80 % дошкольников. Безразличное отношение к положительно настроенному воспитателя испытывают 5% дошкольников.

•Когда воспитатель ходит по группе, спокойствие испытываю 30% дошкольников.

•Когда у воспитателя приятный голос, чувство радости испытываю 80% дошкольников.

•Когда воспитатель поощряет «меня», радость испытывают 20%дошкольников, а спокойствие – 60%.

Обработка результатов показала: эмоциональные состояния детей зависят, в первую очередь, от характера воспитателя (улыбчивый, злой, во-вторых, от той атмосферы, которую создает воспитатель, в-третьих, каким языком пользуются воспитатели (с юмором, с приятным голосом или строго и т. д., в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).

Вывод: Эмоциональные состояния воспитателей и воспитанников взаимосвязаны друг с другом и влияют на воспитательный процесс.

ИНТЕРЕС

положительное эмоциональное состояние

способствует развитию навыков и умений, приобретению знаний

чувство захваченности, любопытства

РАДОСТЬ

положительная эмоция

связана с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна

сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром

УДИВЛЕНИЕ

не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака

эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

СТРАДАНИЕ

наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние

связано с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным

чаще протекает в форме эмоционального стресса

ГНЕВ

сильное отрицательное эмоциональное состояние

протекает чаще в форме аффекта

возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей

ОТВРАЩЕНИЕ

отрицательное эмоциональное состояние

вызывается объектами (предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта

ПРЕЗРЕНИЕ

отрицательное эмоциональное состояние

возникает в межличностных отношениях и порождается рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта

СТРАХ

отрицательное эмоциональное состояние

появляется при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности

СТЫД

отрицательное эмоциональное состояние

выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике

ВИНА

отрицательное эмоциональное состояние

выражается в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения на развитие основных математических представлений.

Доклад на тему : Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста